Дорогие друзья!
Хочу разделить искреннюю радость со своим близким другом еще с самой юности Андреасом Буллером в связи с выходом его новой книги «Следы и слои времени (со статьями Райнхарта Козеллека)».
Андреас Буллер – доктор философских наук; ученый, известный как в Германии, так и в России и Казахстане. Его книги привлекают читателя не только глубиной мысли и информативностью, но и замечательным и доступным стилем изложения.
Андреас подготовил свое обращение к карагандинцам, поскольку его жизненный путь начинался именно в Караганде; а также потому, что и Райнхарт Козеллек волею судьбы тоже какое-то время провел на карагандинской земле.
НОВАЯ КНИГА: «Следы и слои времени (со статьями Райнхарта Козеллека)»
Дорогие читатели!
Сегодня в книжных магазинах Москвы и Санкт-Петербурга появились в продаже первые пробные экземпляры моей книги «СЛЕДЫ и СЛОИ времени (со статьями Райнхарта Козеллека)», которая была издана в «Центре гуманитарных инициатив» http://zgi-book.ru . В интернет-торговле книга появится после издания её второго тиража, выход которого запланирован через 4 недели.
Позвольте мне представить Вам мою новую книгу. Эта книга продолжает личную традицию исследования темы «след», ибо я в этой области успел уже оставить какие-то следы. К ним принадлежат:
• «Три лекции о понятии СЛЕД» (СПб.: «Алетейя», 2016), URL: https://ruslania.com/ru/knigi/665260-tri-lektsii-o-ponjatii-sled/ ;
• немецкая монография «Theorie und Geschichte des Spurbegriffes» (Wissenschaftsverlag Tectum, 2016), URL: https://www.eurobuch.de/buch/isbn/9783828837539.html ;
• переведённые мною на русский язык статьи немецкого историка Райнхарта Козеллека из его книги „Слои времени. Исследования историки» (Koselleck, R. Zeitschichten. Studien zur Historik, 2000), URL: https://d-nb.info/967961378/04 .
И вот я опять вышел на почти утерянный след своей темы, обратившись к таким проблемам, которые до сих пор оставались в тени: эпистемология и герменевтика следа, «запахи прошлого», следы в истории и литературе, «следы смерти», разрушители/фальсификаторы/укрыватели следов... Мой анализ следа дополняют в этот раз рассуждения замечательного немецкого историка Райнхарта Козеллека. В 2002 году я послал Козеллеку книгу — изданную в Берлине мою докторскую работу «Теории истории XIX столетия» — и получил от него благожелательный ответ. Это был мой единственный контакт с ним. В то время я ещё не знал, что Козеллек находился в военном плену в Караганде, где через 15 лет после его освобождения родился и я.
В Караганде меня повсюду окружали предметы недавнего и жестокого прошлого, однако, я не воспринимал их как «следы». Да, следы обладают мощной силой воздействия, но воздействовать на нас они начинают лишь тогда, когда будут идентифицированы и опознаны как „следы“, что не является само собой разумеющимся. Ведь следы молчат. Но несмотря на их упорное молчание они могут быть неумолимыми и беспощадными (напр., «следы смерти») или же обнадёживающими и многообещающими (напр., «следы жизни»), одним словом, эмоциональными. Таким эмоциональным следом вполне может стать музыкальное произведение, каждое новое исполнение которого оставляет после себя… новый след. Также следы оставляют свои следы. Но в этом нет ничего удивительного, «ведь нет следов, что исчезают без следа», пишет Е. Евтушенко в своём стихотворении «Твои следы», которое со временем тоже приняло форму музыкального следа, т. е. стало песней.
Пример песни использовал в своих «Confessiones» Августин Блаженный, с помощью которого он пытался показать неразрывную связь между мгновением и вечностью (Confessiones, XI, 28). Кроме того Августин даёт нам, пожалуй, первую характеристику именно исторического следа: «И правдиво рассказывая о прошлом, люди извлекают из памяти не сами события — они прошли, — а слова, подсказанные образами их: прошлые события, затронув наши чувства, запечатлели в душе словно следы свои» (Confessiones, XI, 18).
Итак, речь пойдёт о следах. Но почему опять о следах? Потому что без следов мы не имели бы прошлого. Не имея следов мы потеряли бы всякую ориентировку в этом мире, который по сути является «миром следов». Ведь именно следы превращают нас в легитимных наследников, повседневных следователей или научных исследователей, а также верных последователей. Любой человек проявляет себя в своих трудах или следах. По отношению к своему актуальному труду я замечу, что «тот, кто несёт фонарь, спотыкается чаще, чем тот, кто идёт следом» (Жан Поль). Да, я часто спотыкался, но всё-таки донёс до издательства свои 208 страниц, которые могут быть интересны историкам, философам и филологам. Я надеюсь.
Об авторе: https://andreasbuller.wixsite.com/andre/about-2?lang=de
Stuttgart, den 02.12.2021